Последний материал этого года будет насыщенным и сумбурным, пожалуй, каким был и этот уходящий непростой год для меня :)

Спасибо ВСЕМ, кто был со мной в этом году! Для меня это очень ценно... Желаю всем вам и вашим близким здоровья, благополучия, "тепла", уюта, спокойствия в душе, удачи и радости каждому новому дню!

Это было "о главном", а далее последует сумбур :)

Я не тот человек, который рисует на бумаге четкие планы и привык "подводить итоги" года, проставляя галочки на выполненных пунктах и расстраиваясь на не выполненнм... "Эхх, пятый год подряд, я не могу выучить французский язык" - это не про меня :))) Я не строю длительных стратегических планов, а просто двигаюсь в избранном мной направлении. Я хочу создавать свои собственные узнаваемые украшения и рада тому, что результат моих усилий делает других счастливыми.

Каждый день я чему-то учусь. Это не всегда запланировано - иногда, я "открываю Америку" на пустом месте, столкнувшись в внезапной ситуацией, когда запланированный метод или технология оказываются не подходящими и приходится придумывать свои уникальные решения.

Оглядываясь на этот год, я вижу, сколькому я научилась и сколько всего узнала и понимаю, почему у меня настолько не хватало времени даже летом. И я имею в виду не только знания и умения в части "делания руками". Я работаю в "странном измерении" или в уникальной "нише" и должна знать как можно больше о разных винтажных стилях в целом и о материалах, которые изготавливались в разные эры... Однако, благодаря новым знаниям и умениям, сейчас я могу сделать практически все, что я хочу :)

Для меня счастье - это иметь возможность каждый день идти за рабочий стол и что-то создавать. Я очень страдаю в те дни, когда у меня нет возможности "поработать руками" :) А, к сожалению, помимо "создания", есть масса других вещей, которые приходится делать, чтобы что-то создавать - это и поиск различных материалов, инструментов, оборудования, расходных материалов, обработка фотографий, сайт, социальные сети, выставки и т.д. и т.д. ... Кстати, правда, никто же не задумывается, что я трачу время на то, чтобы съездить купить наждачную бумагу в одном месте, а сверла - совершенно другом, а я их "трачу" каждый день :))) По природе, я лишена чувства зависти,.. однако, временами, я завидую американской цивилизованности в той сфере, в которой я работаю - там я бы сэкономила кучу времени, просто посидев пару часов за компьютером и заказав все в одном-двух местах, да еще и посылку мне принесли бы через день домой...

Кстати об упомянутой "цивилизованности" и тому, что меня "расстраивает"... Уточню, что я понимаю, почему у нас "это так", только вот смириться не могу :)) У нас так сложилось, что есть только две крайности - либо ты ювелир (работающий с драг металлами и драг камнями), либо ты "хоббиист-рукодельник" (делающий кустарные поделки своими руками, которые даришь близким)... Как ни прискорбно, всяческие инструменты иоборудование у нас также продается ориентированным либо на одну, либо на другую крайность - либо "промышленная" галтовка за сотни тысяч рублей для массового производства ювелирных изделий, либо одноразовые китайские плоскогубцы, на которые без слез не взглянешь. В то же время, например, в США, есть не только ювелиры по драгоценному металлу (кстати, во всем мире серебро не относится к драг металлам), но и "ювелиры по металлу" - это авторы-художники, работающие с серебром и медью (с латунью - очень редко и объяснение этому появится ниже для тех, кто дочитает до конца :)). Это отдельная авторская "ниша" тех, кто делает свои собственные узнаваемые украшения, причем настолько большая, что и различных "вкуснейших" качественных удобных и облегчающих работу инструментов и девайсов полно (и регулярно появляются новые).

Раз "пошла такая пьянка", еще немного "побурчу" :)... Тем, кто со мной знаком, известно, что у меня "очень неплохо" :) с английским языком, что с одной стороны, очень облегчает мне жизнь в части поиска редких винтажных материалов, а с другой, я не всегда могу подобрать в русском языке настолько же емкое слово, как оно в английском (только не начинайте "бросать в меня камни" - русский язык богат и могуч и обратная ситуация также имеет место быть)...  Так вот, в английском есть замечательное слово - "create", которое означает "создавать", причем создавать от начала и до конца, тоесть придумать и сделать  физически осязаемый объект. Печально, что как и наше прекрасное слово "создавать" у меня чаще ассоциируется не с тем, с чем должно, а с чем-то типа "мы создадим им невыносимые условия" или "мы создали идеальную схему для вашего бизнеса"... Хочется уточнить - а "создали" ты вы что именно?... Про то, что пишут некоторые "сосдали" вместо "создали" - "поручик" лучше промолчит и не будет комментировать грамотность нации... Лучше я скажу последнее "негативное" :)) - мы добрались и пытаеся уделать даже "create" - "креативный директор",.. "креативность коллектива нашего офиса"...

Но не тут-то было! :) Это самое слово "create", пожалуй, главное слово в моей работе и самое мое любимое слово :)... Когда новые люди меня спрашивают, долго ли мне приходится "придумывать дизайн", я впадаю в ступор и не знаю, как ответить. Поскольку либо мне нужно начать с "создания Вселенной" или ответить "нисколько" :)) Причем, второе - истинная правда! Я не сижу и не раздумываю днями над дизайном. Он рождается на стадии выбора стекла - я либо сразу "вижу", каким должно быть украшение, либо нет. Поскольку редкие винтажные и антикварные материалы ценятся и не продаются "мешками", как ношенная винтажная бижутерия, я стараюсь думать до совершения покупки. Я продумываю и техническую сторону до того, как покупаю материал. Разумеется, часто нельзя предсказать все моменты, которые могут возникнуть, когда покупаешь не вживую, а по фото. Да, бывают случаи, когда я собиралась сделать "так", а подержав в руках, я понимаю, что например, огранка такова, что способ крепления, который я собиралась сделать, не удержит стекло и тому подобное... Тогда уже начинаются "муки", как сделать красиво и надежно :) Ну, и, конечно, бывают случаи, когда техническую задумку приходится менять уже по ходу изготовления - это происходит также по причине моей обсессивности сделать не просто "объект искусства", а уникальное и при этом удобное украшение.

Пока у всех зрение еще не упало до уровня моего, читая мои "растекания мыси по древу",.. разбавлю текст картинками, подтверждающими все выше сказанное! :))

Начну с того, что я правда не могу долго не "делать руками"... возможно, это какая-то патология, но тем не менее :))... Декабрь всегда очень загруженный месяц, поэтому, я была уверена, что я завершила "делание" на этот год. Однако, позавчера вечером (или, для нормальных людей - ночером) я поняла, что давно откладываемое украшение "просится в мир" :)... И вот сегодня оно готово :)

img_1629

Последнее украшение 2018 года! :) Арт-Декошное колье прямоугольной формы с винтажным (почти антикварным) чехословацким прозрачным прессованным кристаллическим стеклом 1920-х годов. Стекло сохранилось в идеальном для его возраста состоянии. Редкая форма стекла - плоский верх, объемный сильно выпуклый рисунок розы с листочками снизу, кроме того весь нижний край огранен вручную (это видно - вручную, или стекло формовалось уже с гранью, а это стекло еще и было не идеально по геометрии после огранки - по ширине правая сторона отличалась от левой на миллиметр). Это не инталио, а именно прессованное стекло, тоесть, рисунок сформирован в форме. Все "цветные" места на рамочке - это отражения чехла моего телефона :) А, стул - нет, не полноразмерный стул :))) Это игрушечных размеров стульчик :) да, извиняюсь за пыль на стульчике - я ее вытирала неприличное число раз, однако икеевский пластик ее просто притягивает из воздуха.

Размер подвески: 40 х 22 мм, толщина 6 мм. Недлинная цепочка: 45 + 5 см. Отполированная не состаренная латунь. В новом году я сделаю фото и загружу его в магазинчик на сайте.

В этот раз я решила подтвердить свои слова о том, что украения "белые и пушистые" чистые и блестящие только, когда они уже готовы, отполированы, почищены и помыты :) Чему у меня есть фото-подтверждение, чем я вас (тех, кто нашел в себе силы прочитать текст и доскролил до этого места :)) я и развлеку...

Для "очистки совести" скажу, что в какой-то момент я хотела сделать брошь, но когда я окончательно все продумала (как физически все сделать), я поняла, что это стекло я смогу реализовать в арт-деко кулон.

Итак... Вначале, в раже, я конечно, ничего не сфоткала :)) На левом фото - это уже вторая пайка (после очистки) и, да, вот так жутко все выглядит после пайки. И это не потому что я "плохо паяю" :)) Это потому что выгорает флюс и образуется окалина. Кстати, я недавно обнаружила, что я очень даже круто паяю :) Пайка - процесс раздражающе-методичный и залог хорошей пайки - в подготовке. Те, кто пытается сделать "на авось", вынуждены перепаивать повторно или допаивать. Это "прощает" серебро и медь, а на латуни выступает медь на поверхности... Что видно на втором фото - это то же самое, только после отмывки окалины в кислоте. Без расчетов - никуда. Особенно, чем геометричнее и "чище" по форме изделие, тем точнее нужно все отмерять и вымерять (ну и стекло было несимметричным и с огранкой, что добавляло проблем). Да, на первом фото справа вверху - кусочек латунного листа - это как раз все, что помимо стекла и проволоки я использовала и то, с чего вся оправа и началась.

img_1589dop img_1591dop

Расчеты перепроверены, перенесены на "объект глумления" скрайбом и довыделены маркером, поскольку даже в оптивизоре, я вижу все хуже и хуже... Настал мой самый нелюбимый процесс - выпиливание. Я не то, чтобы плохо пилю, я просто не люблю пилить :)) А пила, да, у меня есть обычная нормальная немецкая ювелирная и "трофейная" крутая легкая пила Knew Concept, которую я люблю (но пилить - все равно не люблю :))) итак, выпилили!

img_1592dop img_1593dop

Настал момент, который большинство не любит, а я отношусь к нему с трепетом :) (в противном случае, я бы тоже его не любила). Почему с трепетом? Потому что именно сейчас начинает проявляться форма и становится понятно, а не накосячил ли ты с пропорциями и т. д. А какой момент? А момент работы напильником и наждачной бумагой :)) Напильнику предшествовала еще пила - сначала края я отпилила, чтобы потом меньше напильником стачивать, разумеется. На фото видно два напильника. На самом деле, там еще и третий остался за кадром... Забавные факты насчет напильников... Тот, кусочек которого виден в самом верху справа на первом фото - такой могучий брутальный напильник - очень даже ювелирный инструмент! Время у ювелиров и metalsmith'ов - деньги, поэтому, чем быстрее выполняется работа, тем лучше. Естессно, чем больше напильник, тем быстрее. Тем не менее, желания снести больше, чем надо и начать все сначала, у меня не было и я поюзала не только большой напильник (помним, что в этом кулоне все дело в идеальной форме и ошибки не прощаются)... Ну и второй факт о напильниках - большинство ювелиров вообще используют один напильник (с одной стороны плоский, с другой - круглый), чтобы "не вставать" и экономить время, им можно и плоскую часть пошлифовать, и внутренность кольца. У меня, опять-таки, дело в перфектности формы, поэтому у меня плоские напильники, чтобы на столе плоско лежали. После напильников - наждачная бумага, ей начинаю убирать следы инструмента. Бумага разной абразивности, но я в принципе, частично следуя советам лучших использую только три наждачных бумаги (хотя, у меня ее много разновидностей :)). Почему я не использую всякие шлифующие приблуды с моим обожаемым микромотором Foredom?.. "Патамушта" :) На данном этапе мне нужно сделать идеальную "хрустящую" форму прямоугольника без закосов, завалов и скруглений, а крутящиеся штуки пригодятся мне позже :)

img_1595dop img_1596dop

Итак, рамочка приобретает вменяемый еще пока грубый вид, но уже можно объективно примерить стекло и понять, как оно будет смотреться через "окошко"... Помним, что рисунок на стекле сзади неровно расположен? :) Воооот, начинаем его двигать и размечать уже на лицевой стороне и смотреть, сколько нужно еще поработать напильником, чтобы весь рисунок был виден и не было заметно и все смотрелось идеально. На втором фото я как раз процарапываю разметку.

img_1597dop img_1598dop

Тут бы мне порадоваться и объявить рабочий день завершенным, ибо по времени, это заняло полный рабочий день без перерыва на обед и браузанье интернета... Но я решаю, чтоу меня еще остались силы сделать еще одну операцию, чтобы с пайкой в этом кулоне было покончено (ага! :))) далее будет понятно, почему)... Я провожу все нужные операции для подготовки пайки, чтобы все поверхности состыковывались и прилегали и были отшкуренными и т.д., потом вымеряю положение трубочек, которые будут служить бэйлом, до десятых долей миллиметра (видели же листочек с расчетами, был еще один для разметки бэйла) :)... Ахтунг! Я не забываю про то, что у меня будет семь лапок, зажимающих стекло сзади и они не должны "пересекаться" по расположению с трубочками... Все устанавливаю и фиксирую... Что занимает еще час :)))... Вот честно, я хотела, чтобы здесь в фографиях был только позитив и "развлечение страшилками", но позволю себе выругаться :)) Есть немало людей, которые учат других за деньги "ювелирному мастерству", при этом они, будучи настоящими экономящими время ювелирами (и я не говорю, что они не мастера), учат в аналогичной ситуации делать все на весу - все погреть и приложить (понимаем - куда эта трубочка пришпандорится примерно, там и останется) и потом повторить операцию, если совсем криво - перепаять. При этом, есть единицы, которые учат по-другому - потратить время на то, чтобы все поверхности подогнать и "все собрать" и зафиксировать и потом спокойно паять с гарантированным результатом. Дык вот, каждый "суслик - агроном". Я не собираюсь никого осуждать или говорить, что кто-то делает не правильно - разные люди вообще по-разному понимают слова "тщательно" и "аккуратно" (так же, как и "у меня дома неубрано" - у каждого свое :))) Я для себя выбрала второй метод и всегда ему буду следовать. Моя задача не быстро "сбацать кулончик с камушком", а сделать единичную уникальную вещь так и такого качества, как другой не сможет.

Все :) Двигаемся далее :) ... Все закрепили, намазали флюсом, потом положили кусочки припоя и припаяли (когда-нибудь я сделаю видео и может кто-нибудь поймет, почему я так люблю процесс пайки - тот момент, когда отдельные части становятся единым целым :))... И снова - второе фото - все покрылось окалиной...

Да! Кстати, чтобы никто не говорил, что я все время "хвалю вражеское" :)... Я хвалю и пользуюсь с удовольствием тем, что на самом деле удобно и продумано сделано для пользователя.... Так вот, при том, что у меня есть разные доски для пайки (каждая хороша своими свойствами), как ни удивительно, пользуюсь я правтически только одной! Ну, или постоянно пользуюсь именно ей - нашей доской "Буран" из специального очень легкого материала без асбеста. Чудесная, подходящая для моих задач доска. О том, как я ее люблю, можно судить о ее "растерзанности" и израненности, но этот кусочек уже повидал много "издевательств" огнем и мной :) Не знаю, имеет ли она какое-то отношение к космическому "Бурану" или нет :)

img_1599dop img_1601dop

Пошли, подержали минут десять в горячей кислотной ванночке, помыли латунной щеткой с мылом под водой... и вуаля... медь на поверхности снова с нами :(. Вот почему никто не любит работать с латунью :)) После каждой пайки приходится бороться в выступающей на поверхности медью. Это неизбежно. Есть химический "вонючий" метод борьбы, но я стараюсь им не пользоваться, поскольку он воздействует не только на латунь, но и на припой и под сильным увеличением можно различить тонюсенькую слегка более серебряную полосочку в месте спайки. А все же помнят - даже, если вы этого не видите обычным глазом, я же знаю, что оно там есть! :)) Тем не менее, трубочки теперь единое целое с рамочкой и именно там и под теми углами, как я хотела (чтобы цепочка прилегала лучше потом, когда она протянется через трубочки - да, думаем заранее, а не рвем на себе волосы или не объяснем "так получилось" :)) На этом я все-таки завершаю рабочий день)))

img_1602dop

Следующим днем, с новыми силами и с помощью моего американского друга микромотора Foredom, начинаю финишную обработку... Сошлифовываю медь, полирую поверхность... С лицевой стороной проще и быстрее. А залезть и убрать медь на задней стороне из всех уголков - та еще головная боль даже с разными абразивно-полирующими насадками. На первом фото - лицевая сторона. На втором - задняя сторона, в уголках пока еще медь, которую, в принципе, можно оставить - никто не увидит... но, да, я же буду знать :))) ... Кстати, о расходных материалах, про которые я упоминала в самом начале - вот эти самые все абразивные полирующие насадки как раз и есть одни из основных расходных матералов. И залезть во все труднодоступные места напильником и наждачной бумагой уже не представляется возможным. А черный порошок - как раз абразивные частички, которые стираются с насадок.

img_1603dop img_1604dop

По прошествии N-ного времени (если бы я предполагала, что разрожусь таким опусом, я бы засекла :))), но больше часа,.. с использованием разных прибамбасов и разных насадок... та-да-да-дам! Вот она - чистая латунная "изнанка" на первом фото...И можно снова прикинуть примерить стекло... И тут случается "страшное" (точнее, оно случилось чуть раньше, но я отгоняла от себя эту мысль, пока полировала изнанку :))). Стекло, в действительности, я не один десяток раз регулярно примеряла к рамочке, чтобы не промахнуться и несполировать лишнее. И чем дальше я его прикладывала, тем больше мне хотелось не "приложить" вплотную к рамке, а "отодвинуть" от нее, чтобы создать дополнительное ощущение объема... И, да, у меня такие убитые руки в ободраной шкурой :( Когда я могу, я стараюсь работать в перчатках (хотя, 8 часов в перчатках, тоже, не лучший вариант для рук). Но! Когда работает микромотор, который крутится с бешеной скоростью, перчатки запросто затягиваются в него, стоит зазеваться.

img_1605dop img_1606dop

Прикидываем, на каком "отдалении" от рамочки стекло смотрится органичнее всего, лезем за проволокой, выбираем нужной толщины и начинаем ее пропиливать и гнуть в размер, чтобы она впритык села в рамочку. Помните, я говорила, что я решила, что с пайкой в этом кулоне покончено? Ага! Не тут-то было. После "гнутья" спаиваем проволоку в форму рамочки (здесь все по алгоритму - очищаем в кислоте и полируем от меди)... Вставлаем проволочную рамочку в основную, радуемся, как мы ее хорошо подогнали и как она плотно там сидит... Вставляем стекло... и радуемся, что мы не ленивы :) и решили потратить еще кучу времени, чтобы сделать так, как нужно, а не сэкономить время. Стекло смотрится чудесно! :) Рисунок виден полностью и самую чуточку (как раз quantum satis) стала видна игранка, которая идет по задней стороне...

img_1608dop img_1609dop

Радоваться пришлось не долго (шучу)... Поскольку в изначальном варианте стекло должно было лежать гладкой лицевой стороной непосредственно на наружной рамке, я собиралась пропилить "лапки" и зажать стекло непосредственно этими лапками... Из-за достаточного "пятна контакта" стекла с рамкой, все было бы хорошо. После того, как я решила отодвинуть стекло от наружной рамки и подложила проволочный "подрамник", такой способ зажать стекло стал рискованным, поскольку стекло должно быть зажато прочно и надежно, а мы помним, что край огранен и стекло очень тонокое,.. Поэтому, снова отмечаем, прикидываем, меряем, выбираем нужной толщины проволоку и... сгибаем, формируем и паяем :) еще один "подрамник, который будет с другой стороны стекла... Зачем? А затем, что когда лапки будут зажиматься, они будут завить не на само стекло непосредственно (на тонкую ограненную часть, которая почти гарантированно "хряпнется"), а на проволочный подрамник, который лежит на более "толстой" поверхности, поэтому риск того, что стекло треснет при обжимании, гораздо меньше. Даже, если ничего не треснет у меня в руках, то риск того, что "напряжение" стекла даст о себе знать потом, слишком велик, чтобы я не сделала все от меня зависящее, чтобы украшение служило верой правдой. На фото - как раз второй, более тонкий подрамничек лежит на стекле... Убеждаемся, что все хорошо,.. (самое смешное - что толщины рамочки достаточно, чтобы сделать надежные, но аккуратные "лапки")... Делаем предварительную разметку этих самых лапок... Берем листок бумаги и рисуем на бумаге, где гармонично будут смотреться лапки. Все вытаскиваем из рамочки  и процарапываем разметку того, что сделано на бумаге.

img_1610dop

Беремся за нелюбимую работу... и очень аккуратно пропиливаем лапки... Кстати, такой способ крепления используется в ювелирном деле, когда нужно закрепить "мягкий" камень, например коралл или бирюза - чтобы его не повредить, делают "подрамник", выпиливают сзади лапки и зажимают камень через металл. Из того, что я видела, ювелиры не занимаются "ерундой" и не рисуют на бумажке расположение лапок, а пилят "от бедра", поэтому, если у вас есть ювелирное украшение с подобной закрепкой камня - ради интереса посмотрите, насколько симметрично там лапки сзади :))) Я недавно приводила в порядок кое-что из небольшой, но качественной коллекции ювелирных украшений и впервые обратила внимание, что мало кто перфекционистски относится к задней стороне украшения :))) ... Да, и этот способ крепления использовался также и в эксклюзивной (ох, как в последнее время опошлили это слово :() винтажной бижутерии - когда изготавливали небольшие партии украшений в большими камнями, только там подрамниками никто не "заморачивался", а лапки зажимались непосредственно на стекле.

img_1611dop

Все еще раз собираем, проверяем, подгоняем... Все латунные элементы (все рамочки) еще раз полируем с финишной пастой и наводим блеск...После чего, отправляем их в ультразвуковую ванночку со специальным моющим раствором, чтобы удалить все следы полировочной пасты и какие-либо "опилки" или грязь... Тем временем, одеваем новые перчатки и полируем стекло с лицевой стороны пастой Гойя и ручками моем с мылом в теплой воде. Да, я предпочитаю все стекла мыть только вручную, поскольку, ванночка штука достаточно агрессивная своим "бурлением" и мне так спокойнее... Каждое стекло я протираю спиртом, чтобы точно не осталось никаких следов... На фото - полностью отмытая рамочка, готовая "сжиться" со стеклом.

img_1613dop

Итак, рамочка чистая, стекло - чистое,.. осталась "ерунда" :))) Зажать лапки крепко и не расколбасить стекло (что, как ни прискорбно, со мной бывало, но и не только со мной :))). Кстати, справа снизу видно, что на мне, правда, новые перчатки и постелена очередная чистая салфетка :) Сглаживаем все края вокруг лапок специальной резиновой абразивной штуковиной, убеждаемся, что ничто не цепляется и не карябает... и проводим минут десять блаженно радуясь (перед тем, как все это готовое убрать от пыли и заняться сборкой, полировкой и мойкой цепочки :))) Вот так и проходят два дня работы без обеда! :)

img_1615dop

Зачем я все это написала и показала?.. А затем, что мои давние и постоянные клиенты (очень не люблю это слово, потому что оно какое-то "торгашеское", а дело же и в общении) знают, как я отношусь к тому, что делаю и к каждому украшению в отдельности... Многие видели какие-то отдельные моменты, однако "всего ужаса происходящего" в полном объеме не видел никто :) Поэтому, я решила отдать дань уважения моим клиентам и подтвердить, что я правда делаю именно так :) А для тех, кто еще не очень знаком с моими работами, тоже, думаю, будет интересно узнать, как я работаю и как я отношусь ко всем моментам...

Да, есть украшения, которые занимают у меня гораздо меньше времени - это украшения со стеклами "стандартизированных" размеров. Хотя, все винтажные стекла приходится подгонять (они, хоть и стандартные, да не очень, поскольку сделаны и огранены вручную). И все равно, каждое стекло и украшение я мою, полирую и аккуратно храню и перевожу на выставку. Это мое глобальное отношение ко всему, что я делаю. Я уважаю своих клиентов и всегда следую своим правилам.

Почему я делаю именно так? Потому что каждое винтажное стекло было сделано вручную много десятков лет назад. В него вложены силы, труд, накопленный опыт и мастерство Человека и Мастера (многие технологии ушли в прошлое из-за их трудоемкости и заменены "штампованным суррогатом")... Коллекционеры - "погруженные", увлеченные, обладающие огромным опытом и знаниями, в большинстве Люди с каким-либо университетским художественным образованием (вы даже не представляете, какие интересные жизненные истории привели людей к коллекционированию винтажным материалов, а я с ними общаюсь в переписке и не устаю удивляться) сохранили то, что было сделано Мастерами прошлого... Неужели я, выбрав для себя работу с такими уникальными материалами, могу относиться не трепетно и с уважением к винтажному материалу, а как-то по-другому? Конечно же нет.

Не знаю, интересен ли этот "взрыв души" :) и вообще, дочитал ли кто-то до конца :))) Пока, это, пожалуй, самый длинный материал, который я когда-либо писала на сайте!

 

Материал НЕ носит обучающего характера. Полное и частичное копирование, включая фото, ЗАПРЕЩЕНЫ.

 

 

Новинки

ОДИН ЭКЗ Серьги «Цветы Японии» - V759
ОДИН ЭКЗ Серьги «Цветы Японии» - V759
АРХИВ Кольцо «Бабочка в Бирюзе» - V758
АРХИВ Кольцо «Бабочка в Бирюзе» - V758
Серьги «Бабочка в Бирюзе» - V757
Серьги «Бабочка в Бирюзе» - V757